МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во вторник, в ходе рабочей поездки в Воронеж, посетил одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности — ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА), где наблюдал за проведением огневого испытания жидкостного ракетного двигателя РД-0110 для ракеты-носителя «Союз», сообщила пресс-служба Роскосмоса.
Рогозина сопровождали глава Роскосмоса Владимир Поповкин, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и ряд руководителей ведущих предприятий космической отрасли РФ.
Главной целью очередного контрольно-выборочного испытания являлось подтверждение качества изготовленной партии двигателей РД-0110. Для этого после проведения огневого испытания двигатель будет демонтирован со стенда и пройдет дефектацию — тщательную проверку на отсутствие дефектов, после чего будет принято решение о передаче остальных двигателей из партии головному заказчику — изготовителю ракеты (самарское ЦСКБ «Прогресс» — ред.), — говорится в сообщении.
После огневого испытания двигателей РД-0110 Рогозин и участники рабочей поездки посетили цех сборки ракетных двигателей и выставочный центр воронежского предприятия, в котором представлены образцы ракетных двигателей разработки КБХА для космических ракет-носителей, а также межконтинентальных баллистических ракет. В сборочном цехе вице-премьер пообщался с трудовым коллективом предприятия, сообщила пресс-служба Роскосмоса.
Ракетный двигатель 11Д55 (РД-0110) используется на третьей ступени («Блок-И») ракеты-носителя «Союз-У», которая выводит на орбиту грузовые корабли «Прогресс». Эта ступень, как и сама ракета, производится самарским ЦСКБ «Прогресс». Разработчиком двигателя является воронежское ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики», а непосредственным производителем двигателя — ФГУП «Воронежский механический завод». Оба предприятия входят в состав Центра имени Хруничева.
Как уточняется на сайте Центра имени Хруничева, четырехкамерный двигатель с одним турбонасосным агрегатом выполнен по «открытой» схеме, имеет четыре рулевых сопла для управления полетом. Компоненты топлива — керосин и жидкий кислород.
Такой двигатель стоял и на ракете-носителе «Союз-У» 24 августа прошлого года, когда произошла авария грузового корабля «Прогресс М-12М». После старта корабля на участке работы третьей ступени ракеты «Союз-У» на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае. Это была первая авария грузового «Прогресса» за более чем тридцатилетнюю историю этих кораблей.
Комиссия, расследовавшая аварию, пришла к выводу, что она произошла из-за «уменьшения расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи», что привело к аварийному выключению двигателя. Члены комиссии пришли к выводу, что выявленный производственный дефект является случайным.
Как сообщалось ранее, Рогозин в Воронеже также провел рабочее совещание, в ходе которого ему были доложены результаты работы межведомственной комиссии по анализу причин аварийной ситуации с космическим аппаратом «Фобос-Грунт», выполнение задач Федеральной космической программы в 2011 году. Кроме того, участники совещания обсудили подходы к формированию стратегии развития ракетно-космической отрасли до 2030 года.
Глава Роскосмоса на совещании сообщил, что причиной аварии межпланетной станции «Фобос-Грунт» стал сбой работы бортового вычислительного комплекса из-за локального воздействия на него тяжелых заряженных частиц космического пространства.
Автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт» — первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, — была запущена в ночь на 9 ноября. Маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. «Фобос-Грунт» остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда упали на Землю в Тихом океане. Стоимость всей миссии «Фобос-Грунт» оценивалась в 5 миллиардов рублей, из которых цена самого космического аппарата составила 1,2 миллиарда рублей.
Кроме того, Поповкин сообщил журналистам, что финансирование новой Федеральной космической программы в рамках стратегии развития отрасли до 2030 года может составить 150-200 миллиардов рублей в год.
Он отметил, что, по оценке экспертов, для нормального функционирования экономики страны России необходимо иметь орбитальную группировку, состоящую из порядка 175 спутников.
По данным Минэкономразвития, бюджетное финансирование действующей ФЦП «Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы» определено в объеме 622,328 миллиарда рублей. За шесть лет государство инвестировало в рамках программы 256,377 миллиарда рублей.