ПАРИЖ, 8 сен — РИА Новости, Владимир Добровольский. Аналитики французского правительства, консультировавшие свое руководство по событиям августа 1991 года в СССР, полагали, что ГКЧП мог оставаться у власти в течение нескольких месяцев и, в худшем случае, не исключали гражданской войны, свидетельствуют обнародованные в четверг документы МИД Франции.
Такой прогноз консультант правительства Филипп Лефор Франции сделал за два дня до провала августовского переворота 1991 года. Он направил секретную записку с анализом событий премьер-министру Эдит Крессон, указав на слабости «новой команды руководителей».
Французское дипломатическое ведомство по случаю 20-й годовщины путча в СССР решило рассекретить ряд документов, связанных с этим событием: депеши французского посольства в Москве, документы аналитического центра французского МИД и другие материалы размещены на интернет-сайте ведомства.
«С отсутствием народной поддержки, без программы, без средств действия хунта могла бы продержаться несколько месяцев, если оппозиции не удастся мобилизовать в ближайшие дни эффективные средства реагирования. При этом она (хунта) кажется обреченной в более или менее близкой перспективе», — отмечал представитель МИД.
По его словам, путч был осуществлен «эффективно и профессионально», его модель схожа с действиями чилийского диктатора Августо Пиночета и бывшего главы Польши Войцеха Ярузельского, который ввел в стране военное положение в 1981 году, указано в справке.
Лефор счел, что экономическая программа «хунты» «страдает очевидными внутренними противоречиями» и является «неприменимой». Аналитик считал невозможным «воссоздать коммунистическую систему руководства», а также «установить эффективные инструменты для экономических реквизиций» при отсутствии необходимых средств. Основываясь на результатах референдума 17 марта 1991 года (о сохранении СССР) и выборов президента 12 июня 1991 года, аналитик оценивал поддержку ГКЧП максимум в 30%.
По мнению эксперта, для защиты своих интересов путчистам предстояло бы проводить военные операции против стремящихся к независимости советских республик, однако новые власти не пользовались бы массовой поддержкой армии. Кроме того, ГКЧП не смог бы устоять ни в случае массовой забастовки, ни в случае крупного восстания.
Путчистам пришлось бы проводить осторожную политику, которая не исключала бы жестких действий на периферии, в том числе в Прибалтике и на Кавказе. По мнению аналитика, ситуация на тот момент могла привести к локальным конфликтам в Прибалтике, на Западной Украине, в Молдавии и на Кавказе, или даже к гражданской войне, если бы «конфронтация привела к расколу советских вооруженных сил».
Самопровозглашенный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), состоящий из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ 19 августа 1991 года предпринял попытку государственного переворота и отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР. Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения, вводом войск в Москву, переподчинением местной власти назначенным ГКЧП военным комендантам, введением жесткой цензуры в СМИ.
Сопротивление путчистам возглавили президент РСФСР Борис Ельцин и руководство России. Ельцин подписал Указ №59, где создание ГКЧП было квалифицировано как попытка государственного переворота; союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, были переподчинены президенту РСФСР.
На улицы Москвы и Ленинграда вышли десятки тысяч людей с протестом против ГКЧП, который 22 августа потерпел поражение, его члены были арестованы.