МОСКВА, 22 сен — РИА Новости. Самки мучных жучков-хрущаков начинают вести беспорядочную половую жизнь в том случае, если в популяции резко уменьшается генетическое разнообразие — это помогает им выбрать совместимого партнера и спасти популяцию от генетического вырождения, заявляют британские биологи в статье, опубликованной в журнале Science.
Самки многих видов животных и насекомых часто спариваются с несколькими партнерами в течение периода размножения. Ученые пока не пришли к единому мнению, почему самки готовы рисковать своей жизнью и здоровьем потомства даже в том случае, если их первый «кавалер» оплодотворил все яйцеклетки.
Группа ученых под руководством Лукаша Михальчика (Lukasz Michalczyk) из университета Западной Англии в городе Норвиче (Великобритания) пришла к такому выводу, проследив за половой жизнью самок жуков-хрущаков (Tribolium castaneum) при искусственно ограниченном выборе партнеров для спаривания.
Михальчик и его коллеги вывели несколько десятков популяций жуков-хрущаков. Все эти популяции были «закрытыми»: все жуки в них были родственниками, потомками одной общей «прабабушки», и скрещивались между собой в течение восьми поколений.
Ученые отобрали несколько самок из этих популяций и скрестили их с одним или пятью их «братьями». Кроме того, биологи отловили несколько «диких» самок, которые тоже скрещивались с «кавалерами» из закрытых семей.
Через несколько недель жуки отложили яйца, и из них вылупилось потомство. У «диких» самок число здоровых «детей» было примерно одинаковым как при одном успешном спаривании, так и в случае связи сразу с пятью «кавалерами». В то же время в случае с «вырожденной» популяцией здоровых личинок было в два раза больше после спаривания с несколькими партнерами.
Затем ученые попытались найти механизм, который заставляет самок спариваться с несколькими партнерами во время сезона размножения.
Биологи увеличили размеры популяций «диких» и «вырожденных» жуков и не препятствовали спариванию внутри групп. Через 15 поколений «свободного» скрещивания ученые сравнили поведение самок, в клетку каждой из которых последовательно запускали по 10 самцов.
Как правило, самки из «закрытых» популяций спаривались чаще, чем их «дикие» родственницы. При этом они быстрее откликались на призывы самца, а спаривание занимало у них больше времени.
Ученые полагают, что «ветреное» поведение самок, скорее всего, имеет генетическую природу, и эти гены «включаются» при возникновении угрозы близкородственного скрещивания.
«Мы получили захватывающие результаты — этот типичный, хотя и парадоксальный механизм мог развиться у самок для того, чтобы избегать спаривания с генетически несовместимыми самцами. Возможно, что самки спариваются с множеством “кавалеров” и проводят “естественный отбор” среди их сперматозоидов», — заключают авторы статьи.