АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «РОССИЯ», 1 окт — РИА Новости, Анна Юдина. Дрейфующая станция «Северный полюс-39» (СП-39) официально начала свою работу с торжественного поднятия флага РФ на льдине рядом с бортом атомохода «Россия», доставившего полярников в высокоширотную Арктику, передает корреспондент РИА Новости.
Первые данные метеонаблюдений с СП-39 уже отправлены, флаг поднят, и начался отсчет нового годового цикла работ российских исследователей на дрейфующем льду, рассказал руководитель высокоширотной арктической экспедиции «Арктика-2011» Владимир Соколов.
«Эта работа крайне важна для определения состояния ледового покрова в Арктике и всех климатических процессов в этом обширном и малоизученном регионе», — подчеркнул он.
По сложившейся традиции полярники СП-38 во главе с руководителем станции Алексеем Висневским поприветствовали своих коллег и, пожелав им успехов, произвели торжественный спуск флага СП-38. С этого момента станция «Северный полюс-38» закрыта, ее «полевая» работа завершена. Станция «Северный полюс-39» начала свою работу на 84 градусе северной широты и 150 градусах западной долготы.
Новая дрейфующая станция продолжит работу, начатую предшественниками, подчеркнул начальник СП-39 Александр Ипатов. В ее составе 16 специалистов различных профилей: метеорологи, океанологи, гидрологи и гидрограф, гидрохимик, специалисты-ледоисследователи. В их задачи входит не только сбор, но и первичное обобщение полученных результатов наблюдений и исследований.
«Ну а мы по первому зову снова придем к этой льдине и поможем полярникам в их нелегком труде, благополучно доставив их до дома», — добавил к вышесказанному капитан атомного ледокола «Россия» ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Александр Спирин. От экипажа атомохода коллективу СП-39 подарили большой торт.
Основные погрузочно-разгрузочные работы на атомоходе завершены, домики полярников развернуты, перегружены продукты питания, техника, топливо и вещи. Этим вечером атомоход «Россия» покинет место дрейфа станции СП-39 и направится в порт приписки Мурманск.
Дрейфующие научно-исследовательские станции «Северный полюс» выполняют океанографические, ледовые, метеорологические, гидрографические и другие комплексные наблюдения в высоких широтах Арктики.
Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс — 1» была высажена на льды Арктического бассейна в мае 1937 года. На льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно, с перерывом на предвоенные и военные годы, а также на 12 лет в 1991г. Весной 2003 года их работа была возобновлена.
Ледокол «Россия» — атомный ледокол типа «Арктика». Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Длина — 150 метров, ширина — 30 метров, высота борта — 17,2 метра, осадка — 11 метров. Атомная турбоэлектрическая установка ледокола имеет мощность 75 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.
Высокоширотная экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» (СП-38) и организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-39» началась 17 сентября. Атомный ледокол «Россия» ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» вышел из Мурманска с командой специалистов для новой станции и грузом оборудования, топлива и различных запасов.