/uploads/posts/2011-08/Евстигнеев считался &l.jpgО нем говорили — все тонкости актерского ремесла ему подвластны. Из мастера эпизода в начале карьеры он превратился в ведущего актера советского кино. Евгению Евстигнееву сегодня исполнилось бы 85 лет. Лучшие роли актера в театре и кино вспомнила обозреватель радио «Вести ФМ» — Анна Кочарова.
Покорять столицу Евгений Евстигнеев приехал уже будучи артистом провинциального театра. И его сразу приняли на третий курс школы-студии МХАТ. Он сильно отличался от столичных студентов — Евстигнееву было уже 28, у него наметилась лысина, да и костюм лилового цвета на несколько размеров больше был поводом для насмешек. Зато на сцене ему не было равных, — рассказывает Олег Табаков:
«Многим надо было гримироваться, чего-то там надевать, клеить, а он… Из него вылуплялось это, как из пластилина».
По окончании школы-студии артисту предлагали остаться в труппе знаменитого театра. Но он хотел открытий и экспериментов на сцене и ушел вместе с Олегом Ефремовым в новый театр «Современник». В театре он играл все — от комедии до трагедии — от «Голого короля» до «Традиционного сбора». А вот в кино довольно долго Евстигнееву предлагали только небольшие роли, но он так мастерски их играл, что вскоре его стали называть королем эпизода.
Первую большую роль актер получил только в 1965 году в картине «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Впрочем, и после этой звездной роли, Евстигнеев продолжал появляться в эпизодах. Но он умел превратить даже самую небольшую роль в такую яркую и запоминающуюся, что ее тут же разбирали на цитаты. Чего стоит только его режиссер самодеятельности в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Евстигнеев считался «рязановским» актером. Он сыграл у режиссера в «Зигзаге удачи», «Стариках-разбойниках» и «Невероятных приключениях итальянцев в России». В этой картине у него не так мало диалогов, Евстигнеев играл мимикой и жестами, затмевая итальянских актеров.
Несмотря на то, что актер много снимался в комедиях — Евстигнеев не был актером только одного амплуа или одной роли. После «Золотого теленка» его не называли Корейко, а после «Собачьего сердца» профессором Преображенским.
В творческой биографии актера 125 ролей — их несколько десятков сыграно в фильмах, которые считаются советской классикой. В «Место встречи изменить нельзя» он сыграл Ручечника, в «17 мгновениях весны» Плейшнера. В картине «Зимний вечер в Гаграх» — Беглова. Сын актера Денис Евстигнеев говорит, что отец никогда не рассказывал, как готовился к роли, но что-то для своих героев он брал из так называемого «актерского запаса»:
«Например, Плейшнера, как рассказывала мне мама, это была его курсовая работа “Походка интеллигента”. Вся роль сделана в этом проходе, когда он идет на явочную квартиру. Так вот, эта походка — второй курс МХТ».
Евстигнеев практически никогда не обсуждал с режиссерами роль, читал сценарий и говорил: «Все понятно, осталось выучить текст». Но это его мастерство — все проигрывать еще вне сцены и вне кадра — оказалось для актера роковым.
Когда в Лондоне врачи стали объяснять ему, как пройдет плановая операция — нарисовали сердце с четырьмя сосудами, стали объяснять, какие их них забиты. Актер стал проигрывать операцию в своем воображении. Евгения Евстигнеева не стало через несколько часов. Актер умер в британской больнице в 1992 году.