КАИР, 19 янв — РИА Новости, Маргарита Кислова. Экс-президент Египта Хосни Мубарак, находящийся на скамье подсудимых по обвинениям в расстреле мирных демонстраций в дни восстания 2011 года и в коррупции, все еще является главнокомандующим ВВС страны и по закону подсуден только военному трибуналу, а не уголовному суду, заявил в четверг в ходе очередного заседания адвокат Мубарака Фарид ад-Диб.
В четверг в Академии полиции Каира продолжились судебные заседания по делу Мубарака, его сыновей и руководителей МВД страны. Весь ближайший месяц, с 17 января по 16 февраля, суд будет заслушивать защиту подсудимых. Первые три дня, предназначенные для выступлений защитников, были полностью отданы главе команды адвокатов и личному адвокату Мубарака Фариду ад-Дибу, который обрушился с обвинениями на прокуратуру, армию и экспертов.
Ад-Диб напомнил, что в соответствии с законом от 1979 года, принятым Анваром Садатом, офицеры ВС Египта, принимавшие участие в Октябрьской войне 1973 года, за свои заслуги перед Родиной считаются военнослужащими пожизненно. В случае привлечения кого-либо из них на гражданскую службу, по ее окончании офицер возвращается в свое прежнее звание и на свой пост в вооруженных силах.
«Именно так произошло и с бывшим президентом. Он ушел на гражданскую службу с поста главнокомандующего ВВС. В настоящее время, покинув гражданский пост, он вновь главнокомандующий ВВС и находится в ранге генерал-лейтенанта — высшем военном звании в ВС Египта», — пояснил ад-Диб. Он добавил, что обращался за разъяснениями в Конституционный суд, где ему подтвердили, что в настоящий момент закон от 1979 года действует в полном объеме.
«Еще один закон от 10 мая 2011 года гласит, что расследование дел о коррупции в отношении военных ведет военная прокуратура, суд же по этим обвинениям над военнослужащими осуществляет военный трибунал», — подчеркнул адвокат. «Следовательно, только военная прокуратура может вести расследование по делу полковника Мубарака, а доклад управления по экономическим преступлениям Генпрокуратуры прошу считать недействительным», — заключил защитник экс-президента.
Кроме того, ад-Диб обвинил эксперта, готовившего заключение по оценке недвижимости семьи Мубарака, в фальсификации, и потребовал аннулировать его доклад и снять с подзащитного все обвинения, основанные на этом докладе.
«Эксперт не имеет достаточной квалификации, он проявил небрежность и неточность при оценке недвижимости, являющейся предметом обвинений в адрес Мубарака. Кроме того, эксперт лично не выезжал на эти объекты, не видел их и ошибся даже в указании их точного адреса, не говоря уже обо всем остальном», — отметил ад-Диб.
Адвокат добавил, что всю недвижимость семьи подзащитного составляют четыре небольших дома, которые нуждаются в реконструкции, поскольку были куплены почти двадцать лет назад. «Кроме того, мы заказали оценку этих вилл у четырех разных экспертов. Они единодушно заявили, что их первоначальная стоимость на момент покупки (1997 год) составляла 300 — 400 тысяч египетских фунтов (50 — 66,5 тысячи долларов), а не миллионы, как говорится в докладе эксперта министерства юстиции. Это подтверждается и имеющимися у семьи Мубарака документами», — пояснил защитник.
После очередного разгромного выступления Фарида ад-Диба, суд решил назначить следующее заседание на ближайшую субботу.
Накануне ад-Диб возложил всю полноту ответственности за другие обвинения в адрес Мубарака — гибель мирных демонстрантов на улицах египетских городов после 25 января 2011 года — на вооруженные силы, поскольку им было поручено обеспечить безопасность в стране.
Адвокат подчеркнул, что закон Египта от 1952 года предоставляет вооруженным силам, в случае если армия берет на себя ответственность за обеспечение безопасности, право восстанавливать порядок. «Этот закон автоматически возлагает на военных всю полноту ответственности за гибель граждан в период, когда армия обеспечивает в стране безопасность», — добавил ад-Диб.
«Полиция оказалась неспособна взять ситуацию под контроль, и президент Мубарак поручил эту задачу вооруженным силам», — отметил ад-Диб. Он также пояснил, что египетский закон дает право силовикам на разгон «нарушающих порядок групп граждан».
Кроме того, адвокат Мубарака обвинил прокуратуру в искажении показаний свидетелей и в грубейших нарушениях процессуального кодекса и причинении морального ущерба подзащитному и его семье. По словам адвоката, представители Генпрокуратуры большую часть своих выступлений в суде посвятили предположениям, что Мубарак задумывал передать власть в стране своему сыну Гамалю, в то время как официально такое обвинение в суде предъявлено не было и не рассматривается. Кроме того, прокурор в своем выступлении неоднократно оскорблял супругу бывшего президента Сюзан Сабит. При этом бывшая первая леди страны вообще не является обвиняемой, а оскорбления в ее адрес наносят моральный ущерб ее супругу и детям, находящимся на скамье подсудимых.
Что касается непосредственно обвинения Мубарака в причастности к расстрелу демонстрантов во время волнений в конце января 2011 года, то, по мнению адвоката, это обвинение должно быть снято из-за отсутствия каких-либо серьезных улик.
Обвиняемые не признают своей вины. Их адвокаты утверждают, что сотрудникам МВД были даны четкие инструкции не применять оружие против демонстрантов. Более того, полицейские, которые обеспечивали безопасность во время проведения демонстраций, не были вооружены огнестрельным оружием.
В то же время, по мнению прокуратуры и адвокатов потерпевших, подсудимые виновны и заслуживают смертной казни, несмотря на отсутствие прямых доказательств того, что глава государства или министр внутренних дел отдавали приказ стрелять в безоружных людей. Адвокаты настаивают, что такие решения не могли приниматься без молчаливого согласия властей, и, следовательно, косвенно доказывают вину подсудимых.