Игрушки – это важная составляющая любой культуры в любой стране. Например, в США или в Китае много своих, национальных игрушек. А наши прилавки процентов на 80 завалены импортными игрушками, и многие из них – достаточно агрессивные. К какой культуре мы приобщаем детей при помощи таких игрушек?
Этот вопрос ведущие «Утра России» обсудили с психологом Ольгой Маховской.
По ее словам, набор игрушек у современных детей довольно разнообразный, и часто он определяется вкусами родителей. «Надо понимать, что игрушки – это тоже рынок, он продвигает себя очень агрессивно и ему нужно уметь противостоять», – отметила психолог. Поэтому ценности семьи здесь должны стать определенным фильтром.
Но многие родители сами в детстве недоиграли, поэтому большой выбор игрушек захватывает их не меньше, чем детей. «Мы не понимаем, что нам выпало огромное счастье. Дефицит всегда оказывает стимулирующее воздействие на воображение. Исследования показали: когда желаний у ребенка много, а игрушек нет, он начинает использовать символически все подручные материалы», – рассказала Ольга Маховская.
По ее словам, дефицит игрушек не только развивает воображение, но и способствует кооперации: дети играют вместе, делятся чем-то, обмениваются. Нынешние же дети, как отмечает психолог, больше играют в одиночестве, перед экраном телевизора или монитором компьютера. Поэтому, по мнению эксперта, детям лучше предлагать игрушки, которые можно использовать по-разному: кубики, конструкторы, цветные карандаши и пластилин – очень простые вещи.
Сколько же должно быть у ребенка игрушек? Психолог отмечает: любимых игрушек может быть от 3 до 5, а то и вовсе одна. Потому что игрушечный мир – это прообраз мира реального, а в реальном мире у взрослого человека, как правило, не много близких друзей. «Поэтому заваливать ребенка всем на свете и считать, что вы создаете ему развивающую среду, неправильно. Скорее всего, от пресыщения он вообще откажется играть», – сказала Ольга Маховская.
«Проблема современного российского родителя в том, что он откупается от ребенка игрушками», – подчеркнула она. Поэтому не стоит винить производителей кукол Барби в том, что единственное предназначение этой куклы – быть красиво одетой, и такое поведение потом перенимают девочки. Зачастую сами мамы ведут себя так же, вместо того, чтобы заниматься с детьми.