МОСКВА, 10 апреля. /Корр.ИТАР-ТАСС Наталья Баринова/. Знаменитой Белле Ахмадулиной /1937-2010/ сегодня могло бы исполниться 75 лет. Ее родные и друзья придут на могилу поэтессы на Новодевичьем кладбище, где она похоронена рядом с Андреем Вознесенским и Виктором Черномырдиным.
«Именно Ахмадулина много лет назад смогла освободить мое сознание и сознания тысяч других людей», — сказал ИТАР- ТАСС друг поэтессы, литературный критик Виктор Ерофеев. По его словам, для него было «сказочным удовольствием» читать ее стихи и, особенно, присутствовать на ее выступлениях.
«Было такое ощущение, что тебя погружают в чан с водой, потом кипятят ее, и ты выходишь из него новым человеком, — рассказал критик. — У нее была удивительная сила слова».
По мнению Ерофеева, Ахмадулина «всегда жила чисто и безгрешно по отношению к политике и общественной жизни». «Помню, как вместе с Василием Аксеновым, Фазилем Искандером, Андреем Битовым, Евгением Поповым и Беллой в 1979 году издавали бесцензурный альманах “Метрополь”, — вспоминает критик. — Она была нашим верным товарищем, абсолютно честным, всегда готовым защитить своих друзей».
Ахмадулина была женщиной вне времени и вне пространства, поэтессой со своим стилем, своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов, которую узнаешь из тысячи. Впервые ее стихотворения опубликовали еще в 1955 году на страницах журнала «Октябрь». Спустя несколько лет она окончила Литературный институт имени Горького и вскоре выпустила поэтический сборник «Струна», который сразу привлек внимание читателей.
Ахмадулина никогда не называла себя «поэтессой», только — «поэтом». Ей было дано очень живое и острое чувство слова. На ее поэтических вечерах в Политехническом музее никогда не было свободных мест. Впрочем, Белла Ахатовна собирала и не такие залы: она выступала на стадионах и площадях, где тысячи людей слушали ее, затаив дыхание. За более чем 40 лет творческой деятельности Ахмадулина выпустила десятки книг, которые буквально до дыр зачитывали любители поэзии.
В последний раз Ахмадулина устраивала большой творческий вечер пять лет назад, когда отмечала свое 70-летие. «Белла — признанный поэт, однако подлинное значение ее творчества пока не до конца нами понято», — сказала тогда директор Пушкинского музея Ирина Антонова, добавив, что «лицо, фигура и, конечно же, голос Ахмадулиной — сами по себе произведение искусства».
Сама поэтесса признавалась, что для нее самыми важными всегда были «досточтимые читатели». «В последние годы меня занимает лишь один вопрос, — говорила Ахмадулина. — Я думаю, как отблагодарить своих драгоценных друзей и слушателей, которых я так глубоко и нежно почитаю, за доброту и любовь, столь расточительно подаренные мне».
Ахмадулина была отмечена многими наградами, в числе которых Государственная премия РФ и премия президента России в области литературы и искусства, орден «За заслуги перед Отечеством» Ш степени. Она также стала лауреатом премии «Триумф» и Пушкинской премии, учрежденной Фондом Альфреда Тепфера /Германия/.