Экспозиция «Портреты коллекционеров» расскажет не только о пристрастиях своих владельцев, но и том, что сегодня модно собирать.
Экспозиция «Портреты коллекционеров», приуроченная к юбилею ГМИИ им. Пушкина, охватывает более четырех веков истории мирового искусства. Она может рассказать не только о вкусах владельцев выставленных произведений, но и о том, что сегодня модно собирать. «Пятница» узнала у кураторов, на что стоит обратить особенное внимание.
Русское искусство: и миниатюры, и марины
Отечественной школе отдано две трети экспозиции. В атриуме музея можно увидеть русскую живопись рубежа XIX-XX веков, принадлежащую Петру Авену. Из его коллекции — работы Валентина Серова, Константина Коровина, Павла Кузнецова и художников, входивших в объединение «Бубновый валет».
Наталья Автономова, куратор экспозиции, заведующая отделом личных коллекций: «Четкого разделения на русскую и западную части не будет, они станут чередоваться, представляя в первую очередь коллекционеров, их интересы и увлечения. У некоторых владельцев, как, скажем, у Ильи Глазунова, в собрании есть и итальянское искусство, и древнерусское — все это будет в одном зале. Можно увидеть портреты Рокотова и Левицкого, работы Ларионова и Гончаровой, Левитана, Айвазовского, Врубеля. Покажем произведения Кандинского и Малевича, а также коллекцию миниатюр XVIII-XIX веков из собрания Татьяны и Сергея Подстаницких.
В советское время многие собирали передвижников и в целом искусство второй половины XIX века. Сейчас больше покупают авангард, буквально по крупицам собирают работы XVIII века, которые редко появляются на открытом антикварном рынке. Древнерусское искусство — еще одна тема, очень привлекательная для собирателей».
Старые мастера: игра случая
Покажут работы Лукаса Кранаха, Питера Брейгеля Младшего, Соломона ван Рейсдала, Давида Тенирса Младшего — набор, достойный украсить стены любого крупного музея.
Вадим Садков, сокуратор выставки, заведующий отделом искусства Старых мастеров: «Показаны разные типы коллекций. Есть собранные еще во времена советской власти, которые, в свою очередь, являются обломками дореволюционных коллекций. Я имею в виду прежде всего коллекции Ильи Глазунова и Михаила Перченко. А другие начали складываться уже после 1990 года, когда появилась возможность привозить работы из-за рубежа и наши любители искусства стали делать акцент на работах значительных мастеров. Сейчас в Россию возвращаются произведения времен “золотого века” русского коллекционирования (пришедшегося на эпоху Екатерины Великой и Александра I). Например, картина Жан-Батиста Греза “Девочка с собачкой” из собрания Максима Кочарова. В XIX веке картина находилась в коллекции князей Трубецких в Петербурге, затем, еще до революции, была продана в Европу, не раз меняла владельцев и местонахождение, пока в середине 2000-х не была приобретена на аукционе нынешним владельцем.
Интересный провенанс и у “Мадонны с младенцем” Гверчино, итальянского мастера XVII века, из собрания Ильи Глазунова. Работа происходит из коллекции Жозефины Богарне, супруги Наполеона, и хранилась в замке Мальмезон. Затем она была куплена для Эрмитажа, позже передана в Москву в Румянцевский музей, а в 1920-е годы потерялась — из Румянцевского музея ушла, а в Музей изящных искусств не попала и оказалась в частных руках».
Начало ХХ века: увидеть впервые
Искусство конца XIX — начала XX века выделено в отдельный зал, в котором представлены шесть коллекций.
Алексей Петухов, сокуратор выставки, старший научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков: «Это зал небольшой, но очень насыщенный и по именам, и по коллекционерам. Все эти собрания возникли в последние годы, большинство вещей куплены на западных аукционах и до сих пор не показывались в России. Пример — собрание Инны Баженовой. Ее коллекция совсем молодая, буквально за три года удалось собрать вещи вполне мирового музейного уровня. Это, например, единственная в России работа Жоржа Сера (“Больница и маяк в Онфлере”), работы Руо, Марке, Руссо, вещи “парижской школы”.
Есть на выставке графика — очень рафинированное собрание Юрия Петухова, в которое входят листы крупнейших французских мастеров ХХ столетия — Рауля Дюфи, Леонара Фужиты. И конечно, сенсация этого зала — две работы Тамары Лемпицки: “Спящая” и “Дама в черном платье”. Обе написаны в 1920-е годы, когда Лемпицка жила в Париже. Полька по рождению, она эмигрировала из Санкт-Петербурга сразу после революции и была одной из модных портретисток французской богемы; в ее живописи ярко воплотились принципы ар-деко. Она никогда в России не выставлялась».
18 апреля — 26 августа, ул. Волхон ка, 10, тел. 697 16 10