МОСКВА, 8 мая — РИА Новости. Главный символ Победы — Вечный огонь у Кремлевской стены в Москве — в этом году отмечает 45-летие; по традиции к 9 мая, как и на протяжении десятков лет, самые опытные специалисты «Мосгаза» тщательно проверили горелку и провели профилактические работы — чтобы Вечный огонь оправдывал свое название.
В преддверии 67-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне корреспондент РИА Новости пообщался со специалистами «Мосгаза» и узнал, как проектировался и создавался «Объект №1».
Мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнем был открыт 8 мая 1967 года в честь 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. А в апреле 2010 года от Вечного огня был зажжен Огонь памяти и славы, который находится в мемориальном комплексе на Поклонной горе.
Факел с историей
В музее ГУП «Мосгаз», который занимается эксплуатацией и обслуживанием Вечного огня в Александровском саду и на Поклонной горе, до сих пор хранится переносной газовый факел, которым генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев в 1967 году зажег пламя на Могиле Неизвестного Солдата. Этот исторический факел состоит из металлического корпуса, внутри которого баллончик сжиженного газа и горелка. Самое интересное, что факел до сих пор сохранил свою работоспособность.
В этом можно было убедиться 5 мая, когда в ходе профилактических работ с помощью исторического факела пламя перенесли на временную горелку, а потом вернули обратно участники Великой Отечественной войны, ветераны газового хозяйства Алексей Кузьмин и Виктор Волков, проработавшие в сфере газового хозяйства столицы более чем 50 лет.
«Вечный огонь у Кремлевской стены всегда считался для “Мосгаза” объектом №1. И то, как готовились к открытию мемориала, и то, как зажигали Вечный огонь — на моей памяти. Я лично в подготовке к открытию мемориала Вечного огня в 1967 году не принимал участия, но наша контора врезок и присоединений, где я тогда работал, имела непосредственное отношение. И все мы задолго до этого события знали, какой важный объект должен перейти на обслуживание столичным газовикам», — рассказал Волков РИА Новости.
Он отметил, что работа по созданию мемориала с Вечным огнем в Александровском саду не была особенно сложной, но большая ответственность накладывала свой отпечаток на столичных газовиков.
«Это было событие особой важности для всей страны! Мы хотели сделать привычную работу по врезке особенно качественно и без “сюрпризов”. Тогда трубы были чугунные, и врезка имела свои особенности», — отметил специалист «Мосгаза», добавив, что врезку для мемориала делала бригада, полностью состоящая из ветеранов Великой Отечественной войны.
В 1967 году 7 мая в Ленинграде от Вечного огня на Марсовом поле зажгли факел, который по эстафете доставили в Москву. На всем пути от Ленинграда до Москвы стоял живой коридор — люди хотели видеть то, что для них было свято. Ранним утром 8 мая кортеж достиг Москвы. У Манежной площади факел принял Герой Советского Союза Алексей Маресьев, а зажигал Вечный огонь Леонид Брежнев.
Как создавался Вечный огонь
Как рассказал РИА Новости один из разработчиков горелки Вечного огня, заслуженный изобретатель РФ Кирилл Ридер, все «технические трудности» преодолевались легко, потому что специалисты считали это дело «народной задачей».
«Мы понимали, что это очень ответственно — сохранять Вечный огонь у Кремлевской стены. Я, честно говоря, даже сегодня, спустя много лет, когда на Красной площади проходят парады, всегда бываю растроган. Когда видишь парад, все вспоминается», — поделился Ридер.
Проверить ход работ по созданию Вечного огня, основным разработчиком которого был инженер-конструктор газового оборудования в институте «МосгазПроект» Флорентий Казанцев, приезжали первые лица государства. «Одному нравилось пламя больше по высоте, другому поменьше, одному хотелось, чтобы цвет был такой, другому — чтобы цвет был этакий… В этом плане мы, конечно, мучились», — вспоминает Ридер.
Он также рассказал, что в 1967 году Вечный огонь задували ветровой установкой, чтобы увидеть устойчивость пламени.
«И водичкой поливали. Устойчивости пламени мы смогли добиться за счет постоянной работы электрозапальников. Мы делали платиновое напыление, это было непросто, так как в те времена был очень строгий учет драгоценных металлов. Но это было необходимо, так как платина является сильным катализатором», — объяснил специалист.
По словам Волкова, разработкой, подключением и настройкой газовой горелки занимались лучшие специалисты того времени.
«Время показало, что расчеты и их воплощение были правильными. А потом пришли новые технологии, и ни у кого не осталось никаких сомнений. Вечный огонь — это не просто символическое название», — отметил собеседник агентства.
Как меняют запальники
Традиционно перед Днем Победы «Мосгаз» проводит контрольную замену запальников горелки Вечного огня. Как рассказал генеральный директор предприятия Гасан Гасангаджиев, работы проводятся самыми опытными слесарями управления №6 «Мосгаза», при этом из 70 слесарей управления к работе допускают лишь восемь человек, которые имеют высший разряд.
«Вся работа занимает порядка 40-50 минут, но относится к категории повышенной сложности. Чтобы символ великой Победы — Вечный огонь — полностью оправдывал свое название, во время профилактических работ пламя всегда переносится на временную горелку, а затем вновь возвращается на свое законное место», — рассказал Гасангаджиев.
Во время работ слесари разбирают основную горелку и меняют запальники, которые круглосуточно находятся под напряжением. В конструкции горелки используется три запальника, которые обеспечивают трехкратное резервирование для того, чтобы Вечный огонь горел при любых погодных условиях.
Интересно, что цвет пламени на газовых плитах в квартирах москвичей синий, а пламя Вечного огня — всегда ярко-оранжевое.
«Дело в том, что в конструкции Вечного огня есть специальная горелка. Ведь если газ специальным образом не перемешивать, то в дневное время мы просто-напросто увидим только мираж теплового облака. А для того, чтобы огонь было видно всегда, мы изменяем пропорции смешения газа с воздухом, что и дает оранжево-желтое свечение газа, и, соответственно, мы его всегда видим», — пояснил гендиректор «Мосгаза».